XOLST. Продолжение

С 9 декабря 2013 по 9 февраля 2014, Московский музей современного искусства, Петровка, 25

9 декабря 2013 года в 19.00  в Московском музее современного искусства по адресу Петровка, 25 состоится открытие отчетной выставки Творческого объединения XOLST "XOLST. Продолжение". Выставка продлится до 9 февраля 2014 года. 

Московский музей современного искусства открывает в своих залах выставку творческого объединения XOLST. Оно образовалось два года назад в Москве. Художественным руководителем группы стал Дмитрий Холкин. В рядах объединения - художники, чья позиция близка мастерам русской живописи конца XIX - начала XX  веков. Будучи сам учеником большого мастера советского периода  Вячеслава Забелина, Дмитрий Холкин ориентирует художников XOLSTа  на наследие таких корифеев русской живописной школы как Константин Коровин, Валентин Серов, Исаак Левитан, Николай Фешин,  Петр Кончаловский; мастеров ХХ века Сергея  Герасимова,  Ивана и Виктора Сорокиных, Макса Бирштейна. Именно на этих традициях  пленэрной живописи, где цвет и свет играет основополагающую роль в построении пространства картины, а главной целью является передача красоты окружающего мира, основана творческая концепция художников объединения XOLST. Несомненно, они являются продолжателями традиций московской школы живописи, их важные качества -  это яркая индивидуальность и неповторимость. Большая часть полотен создавалась авторами в поездках по миру.

Творчество Виолетты Голдиной отличается особой фактурностью красочного слоя, с помощью которой она создает дополнительные светотеневые эффекты живописной поверхности. Пастозность манеры позволяет ей подчеркнуть объемность предметов, что наряду с ярким свободным характером изображения делает ее живопись очень выразительной и узнаваемой.

Произведения Виктории Кузьминой более сдержаны по колориту, построенному на глубоких насыщенных тонах. Ее несколько мозаичная манера письма - с использованием ярких локальных мазков, обрамленных четким темным контуром, в сочетании с отдельными элементами примитивизма – имеет декоративную направленность.

Композиции Ирины Ковалевской построены с учетом законов воздушной перспективы, каждый план выделен и проработан, что создает эффект безграничного пространства, наполненного энергией солнца. Эта бесконечность свидетельствует о внутренней свободе автора и заставляет размышлять о вечной метафизике бытия.

Для работ Марианны Чайкиной характерна деликатность, особая изысканность колорита, стремление к гармонизации внутренней структуры произведений. Эта композиционная ясность особенно четко прослеживается в маринах и сельских пейзажах. Произведения Чайкиной дышат зноем средиземноморской сиесты, их отличает особая атмосферность, трепет солнечного света в пространстве, что, несомненно, близко импрессионистическому взгляду на мир.

Работы Елены Павловой, представленные на выставке, отражают ещё одну грань в творчестве художницы. Они представляют собой чистую абстракцию. Интересно наблюдать за тем, как фигуративные композиции других членов группы вступают в диалог с беспредметным искусством. Последнее заряжает зал особым ритмом, высокой энергией. Наверное, именно так звучали картины Кандинского рядом с полотнами его современников. Звонкие цвета и затейливый хаотичный рисунок в работах Павловой представляют собой некое интермеццо в ряду других экспонатов выставки.

И, наконец - полотна Дмитрия Холкина, художественного руководителя и идейного вдохновителя группы. В экспозицию вошли два портрета жителей-аборигенов экзотических стран.  Автор демонстрирует безукоризненное владение живописной техникой – в светотеневой моделировке голов портретируемых, в передаче знойного воздуха и солнца, словно создающего раскаленную ауру вокруг персонажей. Интересным контрастом рядом с фигурами «туземцев» смотрится репрезентативный «Портрет Марианны», выполненный Холкиным в лучших традициях реализма конца XIX – начала ХХ веков.

Путешествуя по разным странам, художники группы стремятся передать в своих работах нюансы образа той или иной страны, особенности ее атмосферы. Именно здесь, в холодной, зимней Москве полотна участников объединения XOLST получают особое прочтение, и южный колорит звучит особенно ярко. Жизнь приобретает полноту и смысл, которые неразличимы в отсутствие столкновения противоположностей. Выставка в Московском музее современного искусства является знаковым событием для участников группы, подводящим итоги пройденного пути и ставящим новые задачи в познании бесконечных тайн живописи.

 

На сайте музея