Выставка "TÊTE-à-TÊTE" в Швейцарии

1.  Посольство Российской Федерации в Швейцарской Конфедерации, Берн. Открытие 25 июня 2014 года с 19 до 22 часов http://www.switzerland.mid.ru

2.  Художественая галерея "En Beauregard", Rue de la Paix 8, 1820 Montreux. Открытие 3 июля 2014 г. с 18 до 22 часов. Выставка продлится до 27 августа http://www.enbeauregard.com

3.   Художественная галерея Peyer Fine Art, Pfalzgasse 2, Zurich. Открытие 2 октября 2014 г. Выставка продлится до 22 октября www.peyer.com

4.  Галерея MAG Montreux Art Gallery (10-dme Salon d'Art Contemporain), Grand Rue 24, Montreaux. Выставка будет проходить с 5 по 9 ноября 2014 г. www.mag-swiss.com

 

 Творческие объединения, собирающие близких по духу художников и дающие единомышленникам возможность обогащающего взаимного влияния, но не ограничивающие свободу индивидуального самовыражения, оставили заметный след в истории мировой культуры, нередко определяя развитие целых художественных направлений и стилей. Стоит вспомнить такие различные, иногда отрицавшие друг друга объединения, как «Передвижники», «Мир искусства», «Бубновый валет», «Голубая роза». 

 В конце XIX – начале XX века в России работала плеяда мастеров – Василий Поленов, Константин Коровин, Исаак Левитан, Валентин Серов, формально не объединенных в какое-либо сообщество, но, несомненно, близких друг другу по творческим устремлениям, которые сегодня нашли отклик в работах наших современников. Из XXI века мы видим, как совершенные столетие назад художественные открытия классиков русской живописи, переосмысливаются в произведениях мастеров объединения XOLST.

 Творческое объединение московских художников XOLST, созданное в 2011 году, возглавляет Художественный руководитель Дмитрий Холкин – ученик и последователь заслуженного деятеля искусств России профессора В.Н.Забелина и народного художника России А.Н.Суховецкого – педагогов, чьи имена стали знаковыми для современной московской школы живописи.

 Работы художников группы XOLST – Виолетты Голдиной, Ирины Ковалевской, Елены Павловой, Марианны Чайкиной наполнены жизнью и ощущением радости бытия. Стремясь к совершенствованию мастерства, художники сохраняют верность традициям русской реалистической школы – используют все возможности пленэрной живописи, развивая идеи импрессионистов. Среди излюбленных мотивов молодых авторов – залитые солнцем летние пейзажи и классически выверенные композиции натюрмортов, вечный диалог скал и морского прибоя, изобилие цветочных полей и прохлада тенистых рощ.

 Интересны наполненные цветовым движением абстрактные композиции Елены Павловой, которые отсылают зрителя к символистскому узорочью художников серебряного века – Николая и Василия Милиоти и выверенным абстракциям Василия Кандинского. Каждая картина художницы превращается в отражение трудноуловимого и недоступного логическому осмыслению состояния человеческой души. Выразительны и сами названия работ – «Свобода», «Озарение», «Начало».

 Художники группы XOLST не раз бывали в совместных творческих путешествиях по Европе и Азии – работали в Италии (Верона, Сицилия, озеро Гарда), Франции (Прованс, Нормандия), Испании (Майорка) и Армении. Мы видим, как в перекликающихся сюжетах абсолютно независимо раскрывается индивидуальность каждого из художников, объединенных сочной и насыщенной палитрой картин.

 Изысканны и точны работы Виолетты Голдиной: светлые пейзажи ухоженных французских ферм («Виноградники в Провансе», «Ферма») напоминают пленэрные работы Клода Моне, а извилистые движения кисти в работе «Дороги» и «Ирисы» отсылают к картинам Ван Гога. Особенно интересен по колориту «Красный натюрморт», где в лучших традициях импрессионизма Игоря Грабаря несколькими точными мазками вылеплены объемы фруктов, лежащих на теплой розово-красного оттенка драпировке.

 Художников также вдохновляет спокойное размеренное течение жизни тихих европейских уголков. Камерные и лиричные пейзажные полотна Ирины Ковалевской – это признание в любви южной природе, драгоценным россыпям синих цветов («Лавандовые поля, Гравесон») и ярким сполохам тюльпанов («Тюльпановый рай»). Мягкими и поэтичными, сезанновскими по духу, предстают «Роща Ван Гога» и величественная «Этна».

 Особая насыщенность цвета и точно выверенная его контрастность отличает работы Марианны Чайкиной. Почти агрессивное сочетание ярких, кричащих красных и синих цветов, смело разбавленное жемчужно-белым, отраженное в цвете морской глади и заключенное в плавные обводы лодок, становится главным колористическим акцентом работы «Непрощенные, но не забытые. Сицилия». Мягкая природа Прованса в зените лета, когда уже убраны стога сена, запечатлена в диптихе Марианны Чайкиной «Встреча прошлого с настоящим. Прованс». Быстротечное время, оставившее след на древнем храме и в мощных равнинных разломах, – это картины «Плодотворное спокойствие. Цахкадзор. Армения», «Парадокс мира. Армения».

 Портреты, созданные Дмитрием Холкиным, – «Бабушка Масай» и «Индус-музыкант» замечательны своей продуманной эскизностью. Эти работы, вызывающие в памяти полотна Зинаиды Серебряковой, не требуют завершения. В легком быстром мазке, нередко сочетающемся с незаписанной, свободной поверхностью холста, заключена живительная энергия ярких впечатлений художника, которую автор передает зрителю.

 Прекрасно, что 200-летний юбилей установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией, дает возможность познакомить любителей искусства с разнообразием творческого поиска, экспериментов, а также оммажем классической русской художественной традиции, открывающимся в работах участников группы XOLST.

Любовь Пуликова,

кандидат искусствоведения, научный сотрудник НИИ Российской академии художеств, Член союза художников России

  

Просмотреть и скачать каталог по ссылке