Выставка «Plein Air» в Узбекистане, 2015 год

Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана
Узбекистан, Ташкент, ул. Ш. Рашидова, 40
17 апреля – 17 мая 2015

Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана представляет выставку «Plein Air» творческого объединения “XOLST”.

Творческое объединение «XOLST» образовалось четыре года назад в Москве. В группу вошло несколько художников, чья творческая позиция близка мастерам русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века. Ориентируясь на наследие таких корифеев русской живописной школы как Василий Поленов, Константин Коровин, Исаак Левитан, Валентин Серов, художники объединения продолжают традиции пленэрной живописи, где цвет и свет играют основополагающую роль в построении пространства картины, а главной художественной целью является красота самой живописи, ее насыщенность, глубина и светоносность. Идея отражения красоты бытия с помощью живописных средств возникла в России на рубеже веков и пришла на смену бытописательству второй половины ХIХ века, когда стремление к натуроподобию достигло своего апогея. Ведущие мастера круга Коровина и Серова стремились найти новые живописные формы выражения, с помощью которых полотна наполнились бы новым содержанием. Они ставили перед собой цель наиболее полно передать красоту окружающего мира. Произошло принципиально важное смещение акцентов: от сюжетно-идеологического к чувственному, от акцента на содержание картины к передаче мироощущения мастера, малейших нюансов его восприятия действительности. Такая тенденция была близка французскому импрессионизму и на русской почве получила свое особое развитие.

Именно эти традиции прослеживаются в творчестве группы “XOLST”, представляющей на выставке в Узбекистане работы последних двух лет, созданные, большей частью, в совместных поездках художников по миру и наглядно демонстрирующие проявление  и развитие индивидуальной манеры каждого автора .

Так, творчество Виолетты Голдиной отличается особой фактурностью красочного слоя, с помощью которой она создает дополнительные светотеневые эффекты живописной поверхности. Пастозность манеры позволяет ей подчеркнуть объемность предметов, что наряду с ярким свободным характером изображения делает ее живопись очень выразительной и узнаваемой.

Композиции Ирины Ковалевской построены с учетом законов воздушной перспективы, каждый план выделен и проработан, что создает эффект безграничного пространства, наполненного энергией солнца. Эта бесконечность свидетельствует о внутренней свободе автора и заставляет размышлять о вечной метафизике бытия.

Для работ Марианны Чайкиной характерна деликатность, особая изысканность колорита, стремление к гармонизации внутренней структуры произведений. Эта композиционная ясность особенно четко прослеживается в маринах и сельских пейзажах. Произведения Чайкиной дышат зноем средиземноморской сиесты, их отличает особая атмосферность, трепет солнечного света в пространстве, что, несомненно, близко импрессионистическому взгляду на мир.

Интересно наблюдать за тем, как фигуративные композиции Елены Павловой и других членов группы вступают в диалог с ее абстрактными работами, обращенными к беспредметному искусству. Последнее заряжает зал особым ритмом, высокой энергией. Наверное, именно так звучали картины Кандинского рядом с полотнами его современников. Звонкие цвета и затейливый хаотичный рисунок в работах Павловой представляют собой некое интермеццо в ряду других экспонатов выставки.

Большим разнообразием жанров и живописных приемов отличаются полотна Дмитрия Холкина – художественного руководителя, педагога и идейного вдохновителя группы. Автор демонстрирует безукоризненное владение живописной техникой.

Путешествуя по разным странам, художники группы стремятся передать в своих работах особенности образа той или иной страны, специфику ее атмосферы. Художники работали на пленэрах в Италии (Верона, Сицилия, озеро Гарда), Франции (Прованс, Нормандия, Лазурный Берег), Швейцарии (Женевское озеро, Грюйер), Испании (Майорка), Армении.

Работы XOLST выставлялись на престижных площадках в Москве (Россия), в Швейцарии (Берн, Монтрё, Цюрих), в Казани (Республика Татарстан, Россия), в Ереване (Армения), в Вероне (Италия), на Майорке (Испания), в Провансе (Франция). Успех выставок и восторженные отзывы о работах художников обусловлены тем, что язык живописи XOLST обращается в большей степени к сенсорному восприятию зрителя, вступающему в резонанс с его личными переживаниями. Этот язык, язык искусства, не требует перевода.

 Выставка в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана является знаковым событием для участников группы, подводящим итоги пройденного пути и ставящим новые задачи в познании бесконечных тайн живописи.