Благотворительный аукцион в поддержку Дома-музея Сарьяна
В феврале в московской гостинице Арарат Хайатт состоялся благотворительный аукцион, вырученные деньги от которого поступили на счет Дома-музея Сарьяна в Ереване. Поддержать благородную деятельность музейщиков, направленную на изучение и популяризацию наследия выдающегося армянского художника, вызвался аукционный дом Sotheby’s, а также московские живописцы из творческого объединения "Хоlst". Они предоставили на аукцион свои работы, созданные во время визита в Армению.
Объединение "Хоlst" было образовано два года тому назад группой художников, ощутивших себя продолжателями традиции русской пленэрной живописи, видными представителями которой на рубежа XIX - XX веков были Константин Коровин и Валентин Серов. Этой же школе и этим же мастерам был обязан своими первыми творческими успехами и Мартирос Сарьян (1880-1972), учившийся в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а в дальнейшем сумевший соединить колористические опыты французских постимпрессионистов и фовистов - Поля Гогена и Анри Матисса - с поисками русских символистов.
Во время своего визита в Армению художники объединения "Хоlst" представили свои работы в Музее истории Еревана, познакомились с творческой элитой страны, а также посетили достопримечательности Еревана и его окрестностей и провели серию пленэров в Араратской долине, возле храма в Гарни, в Нарованке и на озере Севан. Наиболее яркие впечатления на художников произвели посещения Национальной картинной галереи и экскурсия по музею Мартироса Сарьяна.
Музей Сарьяна был открыт еще при жизни мастера - в 1967 году. Он расположен в доме, в котором художник жил с 1932 года вплоть до своей кончины в 1972 г. Основу музейного фонда первоначально составили 50 произведений, подаренных самим художником. Сегодня, благодаря дарам меценатов, экспозиция музея включает в себя 268 работ, относящихся ко всем этапам творчества мастера: от периода символизма и эстетики "Голубой розы" ("Любовь.Сказка", 1906) и эпохи "русского фовизма" ("У колодца. Жаркий день", 1908; "Константинопольские собаки", 1910) до колористического симфонизма 1930-60-х годов ("Панно Армения", 1964). Научная и просветительская программа музея включает в себя организацию временных тематических выставок мастера, проведение лекций о его творчестве и литературно-музыкальных вечеров, а также публикацию каталогов и альбомов. По возвращении в Москву участники объединения "Хоlst" приняли решение внести свой вклад в дело популяризации творчества мастера, имеющего значение не только для армянской и русской, но и мировой культуры.